Твои первые книжки По произведениям Агнии
Львовны Барто (1906 -1981)
«Я не знаю другого писателя,
который так глубоко
изучил бы обычаи,
нравы и вкусы этого
непостижимого
детского племени».
Корней Чуковский
Ведущий. Ребята, наш сегодняшний литературный
праздник посвящён одной замечательной детской писательнице – Агнии Львовны
Барто, которой 17 февраля исполнилось бы 105 лет со дня рождения. На стихах
этой поэтессы выросло не одно поколение детей. Её творчество называют «большой
поэзией для маленьких детей».
Родилась Агния Львовна в Москве в семье врача-ветеринара. Ещё учась
в школе, она начала писать озорные стишки
про подруг и учителей, про животных. Образовалась маленькая литературная
страна для детей. (Звучит песня «Маленькая страна»)
Ведущий. Открываем первую страницу литературного праздника «Дом игрушек». Сейчас я буду
начинать строчку известных стишков об игрушках, а вы мне будете помогать.
Уронили мишку на пол, (оторвали мишке лапу, всё равно его не брошу, потому что он хороший). Наша Таня громко плачет, (уронила в
речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч). Я люблю свою лошадку,( причешу её
шёрстку гладко, гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости). Зайку бросила хозяйка, (под дождём
остался зайка, со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок). Идёт бычок, качается, (вздыхает на
ходу: «Ох, досочка кончается, сейчас я упаду). Нет, напрасно мы решили, (прокатить кота в машине, кот кататься не привык, опрокинул
грузовик). Спать пора! Уснул бычок,(лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать. Только слон не хочет спать. Головой качает слон, он
слонихе шлёт поклон).
Ведущий. Видите, ребята, каждая игрушка у Агнии Барто приобретает
индивидуальность, они как полноправные участники детской жизни, друзья малышей.
А подбор слов в стихах настолько прост и доступен, что,услышав однажды, мы
помним эти строчки долгие годы.Запомните!
Правило 1: цените то, что нам дорого! Взрослеют дети, и в стихах Барто
прослеживается рост самостоятельности, так называемое «взросление ребёнка»,
именно этот период близок сейчас и вам. Поэтому именно о вас мы послушаем
следующие стихи Агнии Барто. «Я расту» А я не знал, что я расту,
Все время, каждый час.
Я сел на стул – но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино,
Когда светло, когда темно,
Расту, расту я все равно.
Идет борьба за чистоту,
Я подметаю и расту.
Сажусь я с книжкой на тахту,
Читаю книжку и расту.
Стоим мы с папой на мосту,
Он не растет, а я расту.
Отметку ставят мне не ту,
Я чуть не плачу, но расту.
Расту и в дождик, и в мороз,
Уже я маму перерос!
«Колыбельная»
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол
- Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку (ей
всего-то год):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.
- Баю-баюшки, не плачь,
Подарю футбольный мяч.
Хочешь – будешь за судью,
Баю - баюшки – баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч,
принесу обратно кукол,
только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь
упрямой,
Спать пора давно.
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино
(Можно привлечь
стихотворение «Помощница»).
Запомните! Правило 2. Учитесь делать добрые дела!
Ведущий. Следующую страничку нашего праздника мы
назовем так: «Что такое хорошо,что
такое плохо».Широко используя юмор, Агния Барто создавала не только
положительные характеры детей, но и отрицательные – через их поступки,
привычки, поведение. Агния Барто высмеивала лень, грубость, жадность, эгоиз и
другие плохие поступки. Мои помощники познакомят вас с некоторыми детьми, а вы
подумайте, каких черт характера в вас больше: лени или трудолюбия, грубости или
вежливости, жадности и доброты. «Но поймите
и меня» Я считаюсь эгоистом –
Спит сестренка за стеной,
Я же с гиканьем, со свистом,
В дом врываюсь, как шальной.
Но поймите и меня!
Не успел я слезть с коня.
Не качайте головой,
Я же всадник, верховой!
А недавно было дело, -
Я пропал средь бела дня,
Мама даже похудела,
Но поймите и меня!
Мне кричат: «Сережа, где
ты?»
Но в ответ я ни гу-гу,
Я лечу вокруг планеты,
И ответить не могу.
И вчера мне зря попало,
Я не думал о плохом,
У меня овца пропала,
Я как раз был пастухом.
Я носился среди скал,
Я овцу везде искал.
- Ты куда? – кричит соседка,-
Здесь же лестничная клетка!
Я сказал ей: «Тетя Женя,
Нет у вас воображенья,
Здесь высокая скала»,
Но она не поняла. «Она у нас
красавица»
У
нас танцоров полон класс,
У
нас есть запевалы,
У
нас есть даже скалолаз,
Есть
рыболов бывалый.
А
Зоя кто? Красавица!
Она
войдёт, появится
И
сядет гордо у окна –
У
нас красавица – она!
Пускай
в тетрадке троечки,
Зато
глаза у Зоечки!
В
поход идём мы в выходной,
Сегодня
мы – туристы,-
В
поход, в поход любой ценой
В
поход на воздух чистый.
А
мимо нас красавица
Как
пава проплыла.
Красавиц
не касаются
Отрядные
дела.
Но
вот вчера щенок, щенок!
Вы
просто не поверите!
Да
как он смел, да как он мог Куснуть
её на скверике!
Она
кричит: «Щенок, щенок!»
Спасите,
он кусается! –
Простим
его, он знать не мог,
Что
Зоечка красавица. «Маляр»
Мы
с дедом красили сарай,
Мы
встали с ним чуть свет.
Сначала
стену вытирай –
Учил
меня мой дед.
Ты
ототри её, очисть –
Тогда
смелей берись за кисть.
Так
и летела кисть моя,
Гремел
на небе гром,
А
мне казалось – это я
Гремлю
своим ведром.
Ну,
наконец, сарай готов,
Мой
дедушка так рад!
Эх,
взять бы краски всех цветов
И
красить всё подряд!
Немного
краски есть в ведре,
На
донышке чуть-чуть –
Я
завтра встану на заре
Покрашу
что-нибудь
Ведущий. А сейчас послушайте песню про одну девочку «Любочку».
Ну
что же, ребята, есть у нас ещё стихи про послушных детей и шалунов, драчунов и
добряков?
«Песенка про Петю»
Целый
день он занят делом,
Двух
минут не отдохнёт:
То
он парту мажет мелом,
То
сидит бумажки рвёт!
А
во время переменки,
Занят
он ещё сильней:
Подойдёт
он к чистой стенке
Чертит
чёртиков на ней.
То
он вскочит на скамейку,
То
залезет под кровать,
То
зачем-то схватит лейку,
Станет
лужи поливать.
То
промчится он вприпрыжку,
То
залезет на чердак.
Взяться
некогда за книжку –
Слишком
занят он и так.
Песенку
про Петю
Решили
мы пропеть,
Чтоб
не было на свете
Тому подобных Петь!
«Звонки»
Я
Володины отметки
Узнаю
без дневника,
Если
брат приходит с тройкой –
Раздаётся
три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается
трезвон –
Значит,
пять или четыре
Получил
сегодня он.
Если
он приходит с двойкой –
Слышу
я издалека:
Раздаётся
два коротких
Нерешительных
звонка.
Ну,
а если единица –
Он
тихонько в дверь стучится.
Ведущий.
Вот видите, ребята, с какими разными героями стихов Агнии Барто вы сегодня
познакомились. На кого-то из них, я думаю, вы хотели бы быть похожими, а с
некоторыми из них , наверное, не стали бы и дружить. А чтобы завершить нашу
страничку «Что такое хорошо и что такое
плохо», Я прочту вам два стихотворения, героями которых являются ребята с
доброй, чистой душой, на которых вы должны равняться.
(Чтение стихотворений «По дороге в класс», «Особое
поручение»)
Ведущий.
Наша следующая страничка называется «Творчество
юных».Ученики приготовили инсценировки стихов Агнии Львовны Барто.
(«Про Егора», «Почему
телефон занят», «Жадный Егор», «Выборы»)
Ведущий. И
вот мы открываем последнюю страничку нашего литературного праздника
«В мудром царстве, в книжном государстве». Это будет литературная викторина по произведениям
детских писателей. А у меня к вам, ребята, вопрос. Каких вы знаете ещё детских
писателей?
(Корней Иванович Чуковский,
Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Ирина Петровна
Токмакова, Михаил Михайлович Пришвин, Николай Николаевич Носов).
Кстати, у А.Л. Барто были
замечательные дружеские отношения с Чуковским и Михалковым. Их отношения были
искренними.
«Кто автор?»
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. (Пушкин, «сказка о мертвой царевне»)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел. (Барто
«Помощница»)
У меня зазвонил телефон,
- Кто говорит? – слон.
(Чуковский «Телефон»)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
(Маршак «Вот какой рассеянный»)
Брал
в столовой дядя Степа
Для
себя двойной обед.
Спать
ложился дядя Степа,
Ноги
клал на табурет. (Михалков «Дядя Степа»)
Кто это?
Вспомните, кто есть кто: человек,
удав, лисенок и другие из следующих литературных персонажей.
Мойдодыр – умывальник
(Чуковский)
Дядя Федор – мальчик (Успенский)
Гена – крокодил (Успенский
«Крокодил Гена и его друзья»)
Мальвина – девочка (Толстой)
Фантик – лилипут (Михалков
«Праздник непослушания»)
Чиполлино – лук (Родари)
Ведущий. Наш
праздник подошел к концу. Сегодня вы познакомились с творчеством детской
писательницы Агнии Львовны Барто. Ей был интересен мир ребенка. И хотя сегодня
сборники Барто не могут спорить по объемам продаж с книгами о Гарри Поттере,
руки взрослых и детей все же тянутся к ним. Будут ли помнить Гарри через 80
лет? А простые и понятные, легко объясняющие, что такое хорошо, а что такое
плохо, стихи Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети. Мы растём,
взрослеем со стихами Агнии Барто. И, отдавая дань её памяти, мне хочется
добавить: будьте вежливы, дорожите дружбой, пусть никогда в ваших душах не
гаснет искорка доброты!
Подготовила библиотекарь Клименко С.В.
|